Меню

Зож в философии это

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума [1] .

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций [2] , для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности [3] .

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья [4] .

Содержание

Элементы здорового образа жизни

В узко-биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них [5] считают базовыми:

  • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
  • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье (см., гигиена);
  • отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
  • здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
  • движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (см., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
  • личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи;
  • закаливание.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы [5] также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

  • эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;
  • интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.
  • духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

Некоторые исследователи [6] выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

Формирование здорового образа жизни

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях [3] :

  • социальном: пропаганда, информационно-просветительская работа;
  • инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;
  • личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.

Пропаганда здорового образа жизни

Под пропагандой здорового образа жизни понимают целый ряд мероприятий, направленных на его популяризацию, среди которых важнейшими являются просветительские и выездные программы, реклама в СМИ (радио, телевидение, интернет).

Источник



Философия здорового образа жизни в 3 простых шагах

Философия здорового образа жизни

Каждый человек рано или поздно становится пациентом какого-либо врача и клиники. И, к великому сожалению, большинство пациентов практически не участвуют в собственном лечении и выздоровлении, а как бы идут «на убой», принимая всякого рода таблетки. Интересно, что слово «пациент» в переводе с латыни обозначает «покорно терпящий, страдающий». В противоположность общепринятой медицине философия здорового образа жизни предусматривает, что человек активный участник лечения и выздоровления, а не просто «терпящий». В китайской медицине принято приступать к «лечению», прежде чем человек почувствует недомогание. И именно из этой культуры распространились методы предупреждения болезней, а не их лечения. Человек по сути сам лучше всех знает, что происходит с его организмом, знает, с чего все началось, поэтому в состоянии проанализировать и изменить образ жизни, чтобы выздороветь. В этом поможет философия здорового образа жизни.

Философия здорового образа жизни:

  1. Первый шаг к здоровью – питание .
  2. Второй шаг — средства гигиены .
  3. Третий шаг – позитивное отношение к жизни .

Первый шаг к здоровью – питание

Знаете ли Вы, что при дефиците цинка невозможно формирование и работа иммунной системы? Подозревали ли Вы, что даже при очень хорошем питании, богатом молочными продуктами, ребенок может недополучать норму кальция, которая должна быть не менее 800 мг кальция в сутки? Поначалу может показаться, что это невозможно, знать, сколько каких веществ нужно в сутки и тем более соблюдать, чтобы все это кушать. Этого и не требуется! Нужно понимать суть правильного питания, а остальное организм подскажет. Хочется апельсин, съешьте апельсин, хочется рыбы, съешьте рыбу и та далее.

Сначала проанализируйте свой обычный день: Вы целый день бегаете из кабинета в кабинет или по встречам. Или напротив, сидите за компьютером, с небольшим перерывом на обед. Регулируйте количество и состав пищи на день в зависимости от деятельности. Согласно же общим рекомендациям, например, Гарвардской пирамиды, каждодневное меню должно содержать:

В большом количестве:

— продукты из цельного зерна, в том числе и хлеб

— растительные масла

— овощи в изобилии, фрукты 2-3 штуки в день

В меньшем количестве:

— орехи и бобовые 1-3 раза в день

Еще меньше:

— рыба, яйца, птица – 0-2 раза в день

— молочные продукты или препараты кальция 1-2 раза в день

Крайне редко:

— красное мясо и сливочное масло

— белый рис, белый хлеб, макароны и сладости.

И, конечно, нижняя часть пирамиды, то, что нужно делать каждый день — физические упражнения и контроль веса.

Такие привычки питания избавят Вас от диабета, подагры и гипертонии. Интересно, что подобное питание назначается официальной медициной.

Второй шаг — средства гигиены

Распространенные сегодня гели, шампуни и зубные пасты могут в своем составе содержать очень опасные синтетические компоненты. Поэтому внимательно вычитывайте состав и старайтесь пользоваться более натуральными средствами, пусть и не известных торговых марок.

Некоторые зубные пасты содержат абразивные элементы, которые способны разрушать зубную эмаль, например Sodium Lauryl Sulfate, применяемый также для обезжиривания двигателей и в составе средство для мытья машин. Известны случаи, когда человек заменил зубную пасту на зубной порошок или банальную соду и перестал бегать к стоматологу.

Цитата на тему. Неужели мы такие грязные, чтобы мыть голову кислотой и увлажнять кожу нефтью?

Третий шаг – позитивное отношение к жизни

Опыт Эмили Кьи, начинающего психолога из Парижа, стал известен на всю Францию, потому что даже очень тяжёлые больные, проходившие курс лечения, выздоравливали за месяц. Некоторым даже были отменены операции. «Что же это за курс лечения?» – спросите Вы. Все просто: эта психолог обязала всех пациентов клиники 3 раза в день по 10 раз повторять, что с каждым днем они чувствуют себя лучше и лучше. Обязательное условие – повторять с верой и удовольствием.

Судя из этого случая, позитивное отношение к жизни должно быть не только спутником лечения, а и достойным началом вашего нового образа жизни, и выздоровления в том числе.

Философия здорового образа жизни: видео

Источник

Здоровый образ жизни: социально-философский анализ Бриленок Наиля Булатовна

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Бриленок Наиля Булатовна. Здоровый образ жизни: социально-философский анализ: диссертация . кандидата Философских наук: 09.00.11 / Бриленок Наиля Булатовна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»], 2018.- 145 с.

Содержание к диссертации

Глава 1. Здоровый образ жизни: социально-философские подходы к исследованию 16

1. Здоровый образ жизни: традиционные смыслы 16

2. Здоровый образ жизни в контексте социальных норм и социальных практик 34

3. Здоровый образ жизни: социальные и личностные основания 53

Глава 2. Здоровый образ жизни в современном социуме 73

1. Здоровый образ жизни как совокупная общественная деятельность 73

2. Здоровый образ жизни и социальные риски 91

3. Здоровый образ жизни и современные социальные трансформации телесности 108

Список литературы 124

Введение к работе

Актуальность исследования. Здоровье всегда считалось самой большой человеческой ценностью, а в настоящее время осмысляется и как самая значимая общественная ценность, как важнейшая составляющая социального капитала, как то, без чего невозможно процветание любого государства. Политическое и экономическое развитие всякой страны, ее благосостояние возможно только в том случае, если ее население здорово.

Сохранение и достижение личного и общественного здоровья невозможно без последовательных практик его достижения и сохранения, вот почему формирование здорового образа жизни граждан объявлено в России приоритетной задачей социального развития. Сегодня существует отчетливое осознание того, что здоровье является необходимым условием личной и социальной успешности, залогом достойного будущего каждого гражданина и страны в целом. Вместе с тем, человеческое здоровье неуклонно ухудшается: многочисленные техногенные и природные катастрофы, постоянно растущие социальные риски, вызванные высокими темпами жизни, стрессы обуславливают неуклонное понижение процента здоровых людей.

В этом контексте представления о здоровом образе жизни в широком социально-философском смысле становятся крайне необходимыми. Системное мышление, характерное для современной науки, междисциплинарность и универсализация научного знания позволяют обозначить здоровый образ жизни как сложный феномен, включающий в себя биологическую, социальную, экономическую, культурную, нравственную составляющие и требующий целостного изучения.

Удивительно, но на фоне такой неоспоримой значимости здорового образа жизни до сих пор практически отсутствуют работы, посвященные его последовательному социально-философскому анализу. Большая часть солидных исследований здорового образа жизни сосредоточена в области отдельных естественных наук (медицины, валеологии, биологии, психологии и др.), рассматривающих здоровый образ жизни только в узком смысле – как деятельность, направленную, прежде всего, на поддержание физического и психологического здоровья человека. Среди гуманитарных наук самый значительный вклад в исследование здорового образа жизни принадлежит социологии, но и она, в первую очередь, сосредоточена на анализе его конкретных количественных характеристик. Существующие философские исследования здорового образа жизни, как правило, посвящены обсуждению его ценности и значимости, изложению и оценке известных практик и норм здорового образа жизни.

Все сказанное обозначает актуальность и необходимость социально-философского анализа здорового образа жизни, поиска его глубоких философских оснований. Конкретно научного и даже междисциплинарного знания для решения этих задач явно недостаточно. Это и определяет актуальность заявленной темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Представления о здоровом образе жизни существуют уже тысячи лет. Фундаментальные представления о здоровом образе жизни создаются религиозными доктринами. В авраамических религиях (иудаизм, христианство, ислам) и в религиях Востока (буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм) здоровый образ жизни понимается как способ приближения к Божественному бытию, как возможность достижения собственной гармонии человека и равновесия его отношений с миром. Многочисленные богословские интерпретации здорового образа жизни принадлежат величайшим мыслителям Средневековья (Ф.Аквинский) и по сей день являются самыми основополагающими, самыми широкими из всех известных. Они связывают в единую систему духовные и телесные практики сохранения человеком своего здоровья, особо останавливаясь на том, что здоровый образ жизни возможен только как единство человека с собой, с другими людьми, с природой, с миром в целом. К столь целостным представлениям о здоровом образе жизни сегодня еще только приближается современная наука.

Предметом рационального познания здоровый образ жизни становится еще в Античности. В греческой философии он рассматривается на основании единства духовного и материального в человеке и в мире (Эмпедокл, Гераклит). Как путь к обладанию всей полнотой жизни и как способ достижения благополучия определяли здоровый образ жизни Сократ и Платон; как правильное поведение, как разумную жизнь – Аристотель; как следствие человеческой мудрости – Эпикур. Самым главным основанием здорового образа жизни считали умеренность Демокрит, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Здоровый образ жизни подробно исследовался и знаменитыми медиками Гиппократом, Галеном, Ибн-Синой.

В Средневековье здоровый образ жизни чаще всего осмыслялся как способ единения человека с Богом (Августин Блаженный, А. Кентерберийский, У. Оккам, Т. Карфагенский). Были выделены и необходимые его основания: здравомыслие, воздержанность, просвещенность.

В Новое Время формулируется тезис, согласно которому человек может поддерживать здоровый образ жизни только тогда, когда он познает свою природу. Одновременно с этим осмысляется и миссия медицины (Ф. Бэкон). Описываются конкретные практические способы сохранения здоровья, рекомендации по его достижению (Дж. Локк). Согласно Декарту, здоровый образ жизни достигается только в единстве телесного, духовного и чувственного.

Важнейшие представления о связи здорового образа жизни и нравственности, а также конкретные рекомендации по достижению здоровья принадлежат И. Канту. Гегель определил здоровую жизнь человека как отношение человеческой «самости» и наличного человеческого бытия.

Представления о здоровом образе жизни философского материализма основаны на понимании связи телесного и психического, природного и социального. Социальные факторы, влияющие на здоровый образ жизни, выделил марксизм, назвав в качестве его оснований способ материального производства и общественные отношения (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Тема сохранения духовного и физического здоровья поддерживается и в русской философии. А Н. Бердяев выделил среди способов достижения целостного и гармоничного здоровья творчество. Бердяев же был первым, кто заговорил о политическом здоровье, показав, что антидемократические (тоталитарные, фашистские) режимы в принципе направлены против человеческого здоровья и исключают всякую возможность поддержания здорового образа жизни.

Русский космизм (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский), следуя важнейшим идеям античной философии, конституировал телеологические представления об эволюции Вселенной, о единстве и взаимосвязях всех мировых процессов, о соразмерности деятельности человека с целостностью мира, создал концепцию научно достижимого бессмертия (А. Ярославский). Принципы и представления русского космизма поддерживаются и в современной отечественной философии, например, составляют основания теории здоровых стратегий развития человечества (А.И. Субетто).

Важную роль в представлениях о здоровом образе жизни сыграли философия жизни, уделившая внимание значимости телесности для человеческой целостности (Ф. Ницше), и философский экзистенциализм (К. Ясперс, А. Камю). В последнем здоровый образ жизни рассматривался как способность человека к коммуникациям и к полноценной деятельности, как средство обретения подлинного бытия. А в психоанализе (З. Фрейд, К. Юнг) были созданы эффективные методы поддержания и достижения психического здоровья.

Разнообразные интерпретации здорового и нездорового как социального были созданы в философском постмодернизме. М. Фуко, например, усмотрел в болезни основание различных социальных практик. Постмодернизм впервые отчетливо артикулировал как важнейшие в осмыслении человеческого здоровья феномены умаления телесности и утраты самоидентичности, связанные с повсеместным распространением симулятивных практик (Ж. Бодрийяр).

В современной англоязычной литературе здоровый образ жизни исследовался в работах Р. Андерсона, Г. Энгеля, Д. Энгельгардта, Е. Гоффмана, К.Херзлича , Д. Ледера, Т. Миллера, А. Твадла, Р. Хесслера, И. Валдрона.

Читайте также:  Картинки зож спорт для конкурса

Российские исследования социальных практик здорового образа жизни, его философских и ценностных оснований связаны с именами Д.М. Азаматова, Е.А. Андрияновой, В.В. Афанасьевой, Л.М. Билаловой, Н.А. Быховской, Р.В. Воробьева, О.Л. Даниленко, В.М. Димова, В.Д. Жирнова, О.М. Ивановой, В.П. Казначеева, Е.Р. Калитеевской, Р.С. Карпинской, И.И. Колисник, И.С.Ларионовой, И.К. Лисеева, Ю.П. Лисицына, Е.В. Листвиной, Д.В. Михеля, Г.С. Никифорова, М.М. Орловой, А.И. Парфенова, С.П. Поздневой, О.А. Рагимовой, В.М. Розина, А.В. Сахно, А.Б. Соколова, Е.А. Спирина, А.И.Субетто, Е.В. Черносвитова, Е.В. Чернышковой, Б.Г. Юдина и др. Отдельно следует выделить работы А.А. Горяинова, З.В. Макатова, Н.А. Некрасовой, С.И.Некрасова, посвященные исследованию духовного совершенствования личности и человеческой телесности, непосредственно связанные с анализом здорового образа жизни.

Существенный вклад в осмысление здорового образа жизни как универсального феномена внесли труды философов саратовской школы Е.А. Андрия-новой, В.В. Афанасьевой, Р.В. Воробьева, И.И. Колисник, Д.В. Михеля, Е.В. Листвиной, М.О. Орлова, А.И. Парфенова, С.П. Поздневой, О.А. Рагимовой и др. В рамках этой школы были подготовлены монографии «Философия здоровья» (2012 г.) и «Онтология здоровья» (2013 г.). Непосредственно связаны с анализом здорового образа жизни и философские исследования рисков здоровья, проводимые под руководством В.Б. Устьянцева.

Несмотря на множество исследований здорового образа жизни можно утверждать, что последовательный и полный социально-философский анализ здорового образа жизни в современной отечественной социальной философии отсутствует. Сказанное и определяет объект, предмет и цель настоящего диссертационного исследования.

Объект исследования: здоровый образ жизни.

Предмет исследования: здоровый образ жизни как синтетический социально-личностный феномен.

Цель исследования: исследовать здоровый образ жизни в контексте отношений человека и общества; выделить социально-нормативные, социально-деятельностные и социально-личностные основания здорового образа жизни.

Достижение сформулированной цели связано с решением следующих исследовательских задач:

Исследовать традиционные представления о здоровом образе жизни, выделить его фундаментальные философские, религиозные, мировоззренческие смыслы.

Определить связь здорового образа жизни с социальными нормами и с социальными практиками.

Выделить социальные и личностные основания здорового образа жизни.

Исследовать здоровый образ жизни как общественную деятельность, как актуальную социальную и государственную стратегию.

5.Проанализировать здоровый образ жизни в контексте социально-философской теории рисков.

6. Исследовать влияние современных социальных трансформаций телесности на здоровый образ жизни.

Теоретико-методологическая основа исследования. Методологическую основу работы составляет совокупность методов, традиционных для социальной философии: анализ, синтез, системный и философско-исторический подходы, позволяющие проанализировать и систематизировать традиционные и современные философские представления о здоровом образе жизни, выделить и исследовать его личностные и социальные основания, описать его как совокупную общественную деятельность.

В диссертации применяются методы философской герменевтики, позволяющие трактовать представления о здоровом образе жизни, существующие в различных религиозных традициях и в философских трудах.

В работе используется также деятельностный подход, дающий возможность описать здоровый образ жизни как определенную деятельность, как совокупность общественных и личных практик.

Поскольку здоровый образ жизни является предметом множества конкретно научных и междисциплинарных исследований, то в качестве основания для его социально-философского анализа в диссертационном исследовании используются результаты медицины, психологии, биологии, экологии, социологии, истории, культурологии и других наук.

Научная новизна исследования состоит в создании целостной системы социально-философских представлений о здоровом образе жизни как о сложном социально-личностном феномене. Результаты, заключающие в себе научную новизну исследования, состоят в следующем:

Выделены традиционные фундаментальные смыслы здорового образа жизни: как путь к отсутствию болезней; здоровый образ жизни как способ достижения человеческих гармонии и целостности; как правильное, нравственное поведение, необходимое условие благой жизни; как проявление мудрости; как способ ощутить полноту жизни.

Показано, что социум задает нормы здорового и нездорового; конституирует представления об идеале, «потенциале» и ценности здоровья; создает образцы и эталоны здорового поведения; задает набор внешних «индикаторов» здоровья; формирует конкретные способы достижения здоровья, «здоровые практики» (телесные и физкультурные, здорового питания, труда, отдыха, достижения психологической стабильности, «умение правильно болеть»); выделены современные социальные смыслы здорового образа жизни.

Исследованы социальные и личностные основания здорового образа жизни; показано, что социальными основаниями здорового образа жизни выступают высокие уровень и качество жизни как важный материальный ресурс и «здоровые» уклад жизни и стиль жизни, способствующие реализации этого ресурса в практики сохранения здоровья; личностными основаниями здорового образа жизни являются интерес человека к здоровью, восприятие здоровья как основной жизненной ценности, целеполагание здоровья, смыслосозидание, а также психологические и физиологические особенности человека, наличие у него «модели здоровой личности» и положительной «внутренней картины здоровья», самоидентификации со здоровыми людьми, позволяющих сделать выбор в сторону здоровых практик.

Показано, что в современном социуме здоровый образ жизни может реализовываться только как совместная социальная деятельность, как синер-гийный результат множества коллективных (социальных, политических, экономических, идеологических, правовых, научных, культурных, педагогических) и личных практик по его поддержанию; что здоровый образ жизни – это единство всех видов общественной и индивидуальной человеческой деятельности, а также природных, социальных и культурных условий, направленное на достижение максимально возможного физического, духовного, социального развития человека.

Выделены и исследованы основные виды рисков, наносящие вред здоровью и затрудняющие здоровый образ жизни: экологические, экономические, технологические, информационные, политические, институциональные, культурные, нравственные, психологические риски; риски, связанные с виртуализацией современного социума.

Показано, что социальные трансформации человеческой телесности, существующие и прогрессирующие в современном социуме: ее развеществле-ние, семиотизация, бюрократизация, онаучивание, технологизация, потребление эрзац-продуктов, намеренный отказ от выраженной половой идентичности, излишняя рефлексия телесного – приводят к отчуждению природной телесности и не совместимы со здоровым образом жизни; что превращение трансформированной телесности в знаковый продукт потребления становится источником физического и психологического нездоровья человека.

Положения, выносимые на защиту.

Традиция осмысления здорового образа жизни укоренена в самых глубоких основаниях величайших религиозных и философских систем, и, несмотря на свою множественность, их представления едины настолько, что возможно выделить его устойчивые, фундаментальные, постоянно повторяющиеся смыслы. Традиционно здоровый образ жизни осмысляется: 1) как путь к отсутствию болезней; 2) как способ достижения человеческой гармонии и целостности, как то, что обеспечивает единство человеческих тела и духа, а также единство человека и мира; 3) как правильное, нравственное поведение и необходимое условие благой человеческой жизни; 4) как проявление мудрости; 5) как способ ощутить всю полноту жизни.

Здоровый образ жизни имеет социальные нормативные, ценностные и деятельностные основания. Социум определяет нормы здорового и нездорового; конституирует представления об идеале, «потенциале» и о величайшей ценности человеческого здоровья; создает образцы и эталоны здорового поведения; задает набор внешних «индикаторов» здоровья, позволяющих отличать здоровое от нездорового. Социум формирует и конкретные способы достижения здоровья: телесные и физкультурные практики, практики здорового питания, здорового труда, здорового отдыха, «умение правильно болеть» – в своей совокупности составляющие «здоровые практики». Современная социальная деятельность формирует новые смыслы здорового образа жизни: 1) здоровый образ жизни как способ достижения успеха, социального, профессионального, личностного; 2) здоровый образ жизни как способ позитивной самоидентификации, показатель принадлежности к определенному социальному сообществу; 3) здоровый образ жизни как следование гражданскому долгу, как способ поддержания чести страны, местности, профессионального сообщества. Здоровый образ жизни членов некоторого сообщества может рассматриваться как важный критерий социального благополучия.

3. Здоровый образ жизни является комплексным социально-личностным
феноменом. Социальными (экзогенными) основаниями здорового образа жизни
выступают высокие уровень жизни и качество жизни как его важный матери-
8

альный ресурс, а также «здоровые» уклад жизни и стиль жизни, способствующие реализации этого ресурса в социальные и личные практики сохранения здоровья. Однако реализация всякого здорового образа жизни определяется его личностными (эндогенными) основаниями: интересом человека к здоровью, восприятием его в качестве основной жизненной ценности, осознанным целе-полаганием здоровья, смыслосозиданием, а также личными психологическими и физиологическими (в том числе, и наследственными) особенностями человека, его воспитанием и образованием. Реализации здорового образа жизни способствует наличие у человека «модели здоровой личности» и положительной «внутренней картины здоровья», самоидентификации со здоровыми людьми, позволяющими сделать выбор в сторону здоровых практик. Выбор в пользу нездорового образа жизни может объясняться отсутствием опыта, воспитания и (или) информации, а также деструктивными склонностями человека. Позитивно окрашенная «внутренняя картина болезни» может провоцировать принятие социальной роли «больного» или выстраивание «карьеры больного». Задачей формирования здорового образа жизни является создание таких социальных условий и таких социально-личностных ситуаций, которые помогают человеку сделать выбор в пользу здорового образа жизни.

В современном социуме здоровый образ жизни может реализовываться только как совместная социальная деятельность, как синергийный результат множества общественных (социальных, политических, экономических, идеологических, правовых, научных, культурных, педагогических) и личных практик по его поддержанию. Бытующее представление о том, что здоровый (или нездоровый) образ жизни – это личное дело каждого, в настоящее время оказывается бессмысленным, поскольку индивидуальный здоровый образ жизни в современном социуме в принципе невозможен. Здоровый образ жизни может быть определен как единство всех видов социальной и индивидуальной человеческой деятельности, а также социальных, экономических, культурных и природных условий, направленное на достижение максимально возможного социального, физического, духовного развития человека. Поскольку в настоящее время человеческое здоровье становится важнейшим социальным капиталом и главным достоянием государства, имеет смысл говорить о здоровье нации как о совокупном результате общественной деятельности по поддержанию человеческого здоровья и о национальной стратегии формирования здорового образа жизни, направленной на поддержание биологического, психологического, социального и нравственного здоровья каждого человека. Национальная стратегия формирования здорового образа жизни должна быть основана на понимании необходимости единства всех общественных и индивидуальных практик сохранения здоровья и на принципах всеобщности, системности, «здоровья здоровых», непрерывности, дифференцированности, динамичности, последовательности, личной и гражданской ответственности каждого человека,

Современное общество риска изобилует многочисленными экологическими, экономическими, технологическими, информационными политическими, институциональными, культурными, нравственными, психологическими, в

том числе и связанными с тотальной виртуализацией, рисками, которые наносят существенный вред личному и общественному здоровью и могут быть определены как «риски для здоровья». В своей совокупности перечисленные риски могут нивелировать государственные стратегии, а также общественные и индивидуальные практики здорового образа жизни. Проблема социальных рисков становится особо значимой при разработке социальных стратегий достижения и сбережения здоровья, а формирование здорового образа жизни невозможно без анализа массовых рисковых ситуаций и минимизации рисков.

6. Телесность является природным основанием подлинного человеческого бытия и необходимым условием здорового образа жизни, однако в современном социуме она обретает смысл места, куда прикладываются социальные практики, а тело – характер знака. Современные «бодицентрированные» социальные практики принципиально связаны с трансформациями природной телесности, с ее отчуждением (семиотизацией, «развеществлением», «бюрократизацией», «онаучиванием», «технологизацией»); с потреблением эрзац-продуктов; с намеренным и массовым умалением человеком своей половой идентичности; с излишней рефлексией телесного – что делает здоровый образ жизни практически невозможным. В обществе потребления телесность становится знаковым продуктом потребления и товаром и в силу этого – объектом постоянных трансформаций, что приводит к утрате ее подлинности, делает ее источником физического и психологического нездоровья современного человека.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость проведенного исследования связана с необходимостью социально-философского анализа здорового образа жизни как значимого социального феномена. Построение социально-философской концепции здорового образа жизни позволяет использовать ее как теоретическое основание для социально-философских, философско-антропологических, онтологических, социологических, культурологических, психологических, медицинских исследований в области здоровья и здорового образа жизни.

Теоретические результаты диссертационного исследования могут быть использованы:

– в области высшего образования как теоретическое основание для образовательных курсов и спецкурсов по социальной философии, философии культуры, философии здоровья, философии риска, социологии, культурологии.

– в научных исследованиях здоровья систем различной природы, при анализе стратегий и практик здорового образа жизни.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в нем на основе конституированных социально-философских представлений предложены социальные стратегии и практики достижения и сохранения человеческого здоровья, с помощью которых могут быть разработаны конкретные меры по реализации здорового образа жизни, созданы его социальные технологии. Результаты данного диссертационного исследования могут быть ис-

пользованы в практической работе специалистов в области психологии, медицины, социологии, политологии, культурологии.

Степень достоверности и апробация диссертационного исследования.

Достоверность результатов диссертационного исследования определяется комплексным анализом большого числа философских, психологических социологических и естественнонаучных концепций здорового образа жизни; соответствием достигнутых результатов известным философским и научным представлениям; логичностью и непротиворечивостью полученных в исследовании выводов.

Основные положения и выводы, полученные в ходе работы над диссертационным исследованием, представлены в выступлениях автора на заседаниях кафедры философии и методологии науки ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского». По содержанию исследования автором сделаны доклады и научные сообщения, представлены тезисы выступлений на региональных, общероссийских и международных научных конференциях: Международная научно-практическая конференция «Город и здоровье: аспекты взаимодействия» (Саратов, 17-18 апреля 2012 г.); Шестой Всероссийский Философский Конгресс (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Диалог культур в глобальном обществе риска» (Саратов, февраль 2013 г.); Международная конференции «Постмодерн и постнеклассика» (Саратов, 13 мая 2013 г.); XIII Межрегиональные образовательные Пименовские чтения «Традиция и новации: культура, общество, личность» (Саратов, декабрь, 2015); Первые Всероссийские Гуткинские чтения «Пространство и бытие современной культуры: теоретические и прикладные аспекты исследования» (Саратов, апрель 2016 г.); III Международная научная конференция «И. Кант и неокантианство: История и современность» (Саратов, май, 2016); VII Международная электронная научно-практическая конференция «Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития» (Красноярск, 19-20 мая 2017 г.). По теме диссертации опубликовано 7 научных работ, общим объемом 8,4 п. л., в том числе три статьи в изданиях, входящих в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

Структура работы.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка литературы.

Здоровый образ жизни: традиционные смыслы

Здоровый образ жизни сегодня является эталоном социальных поведенческих практик и предметом осмысления разных наук, как естественных, так и социальных. Это связано, прежде всего, с осознанием здоровья как величайшей личной и общественной ценности, как социального капитала, на восполнение которого должны быть направлены усилия не только усилия отдельных людей, но и общества в целом, и государства. В этой связи особое значение приобретает формирование целостных представлений о здоровом образе жизни, включающих в себя помимо практических установок и теоретическое его осмысление, понимание его как сложного социально-этического феномена. Сказанное определяет чрезвычайную актуальность социально-философских исследований здорового образа жизни, связанных с поиском самых глубоких его оснований.

Цель нашего анализа – показать, что в основании здорового образа жизни лежат великие традиции человеческой мысли, что эти традиции достижения и сохранения здоровья созвучны самым современным представлениям. Подобные исследования, на наш взгляд органично вливаются в разработку последовательных и продуманных программ поддержания здорового образа жизни, которые сегодня так необходимы.

Читайте также:  Юмор про здоровый образ жизни для

Практически все религиозные и философские системы, так или иначе, касаются здорового образа жизни и способов его достижения в своих размышлениях о человеке и мире, а иногда – и в своих фундаментальных принципах. Безусловно, наиболее глубокие, самые значимые представления о здоровом образе жизни связаны с мировыми религиями, каждая из которых, по своей сути, является стратегией здорового образа жизни1. Их философское осмысление и сопоставление позволяют обнаружить их удивительное единство, их универсальность в отношении представлений о том, что есть здоровое и как его достичь.

Во всех мировых религиях размышления о здоровом образе жизни обозначены осознанием мировой гармонии, синергии существования человека и природы, единства макрокосма и микрокосма, и это согласие человека с собой и миром представляется основным принципом здоровья. Этот принцип имеет и практическое выражение, реализуется в конкретных рекомендациях, в выполнении простейших жизненных правил: непричинение зла другим, сохранение в чистоте мыслей, свершение только благих поступков, недопущении излишеств – которые, по сути, задают строгие этические нормы. Следование подобным этическим нормам позволяет поддерживать не только физическое, но и психологическое здоровье, задает различные способы совершенствования человеческой телесности и духовности.

Именно так, как согласие человека с собой и миром, как непричинение зла другим понимается здоровый образ жизни в буддизме, который основан на том, что фундаментом здорового образа жизни являются чистые мысли и благие поступки2. Осознавая здоровье как неразрывное единство духовного и телесного, последователи буддизма стараются содержать в чистоте свою «ци», психофизическую энергию, не допускать злых побуждений, бежать излишеств, т. е. практиковать то, что в светской традиции обозначено как «здоровый образ жизни». А книги китайских философов содержат этические нормы, следование которым дает возможность поддерживать не только физическое, но и психологическое здоровье, а также различные способы совершенствования человеческой телесности и духовности. Единство микрокосма и макрокосма, любого человека и всего Мира предполагает также, что здоровое человеческое существование достижимо ис ключительно в правильно организованном социуме и только в чистой природе. Все эти представления активно подкрепляются телесными и психологическими практиками, разработкой специальных методик выработки положительных психологических и физических характеристик, которые, по сути, являются ни чем иным как «технологиями здоровья».

В конфуцианстве считается, что сам человек и всякие социальные структуры уже одним своим существованием нарушают исходный миропорядок, несут зло, болезнь, хаос3. Для возвращения же к первоначальной гармонии Вселенной человеку необходимо принятие предопределенности собственной судьбы и постоянное совершенствование. Здоровый образ жизни – это путь добрых дел, благородства, верности долгу и правителю, уважения к старшим, и именно он делает всякую жизнь счастливой, а общество – справедливым.

В даосизме вечен, а значит, и здоров тот, кто следует Дао. А поскольку Дао подчиняется весь мир, то здоровым либо больным может быть абсолютно всё – всё может идти по пути достижения здоровья или, напротив, к болезням4. Существуют и представления о том, что сам человек и любые социальные структуры уже одним своим существованием нарушают исходный миропорядок, несут зло, болезнь, хаос, именно так считается в конфуцианстве. Но тут же даются и рекомендации по возращению к первоначальной гармонии Вселенной: человеку необходимо не только принять предопределенность собственной судьбы, но и постоянно совершенствоваться. Здоровый образ жизни – это путь добрых дел, благородства, верности долгу и правителю, уважения к старшим, и именно такое поведение делает всякую жизнь благополучной, а общество – справедливым.

Единство микрокосма и макрокосма, любого человека и всего Мира предполагает, что здоровое человеческое существование достижимо исключительно в правильно организованном социуме и только в чистой природе, что здоровой может и должна быть каждая часть мира – представление, от которого впоследствии уходят европейское сознание, европейская медицина. Осознание здоровья как неразрывного единства мира приводит и к представлениям о здоровье как единстве телесного и духовного, о невозможности быть здоровым исключительно физически. Все эти представления активно подкрепляются телесными и психологическими практиками, созданием продуманных методик выработки положительных психологических и физических характеристик, которые, по сути, являются ни чем иным как «технологиями здоровья».

Но самые фундаментальные, самые осмысленные представления о здоровом образе жизни, безусловно, принадлежит монотеистическим религиям, а Ветхий Завет и корпус многочисленных комментариев к нему являются подлинной энциклопедией здорового образа жизни. В самом деле, в Ветхом Завете можно найти ответы практически на любые вопросы, связанные со здоровым образом жизни вопросы5. В нем содержатся не только принципы поддержания здоровья, но и множество практических рекомендаций по его достижению. Фундаментальные принципы достижения здоровья и его практики в Ветхом Завете сформулированы в виде заповедей, т.е. безусловных, строго обозначенных запретов и предписаний, которые рассматривают практически все повседневные или хотя бы принципиально достижимые ситуации, связанные с правильным, здоровым (или неправильным, нездоровым) поведением человека; с его отношением к другим людям, к животным, к питанию, к быту, к привычкам6.

В Ветхом Завете сформулирован и постулат, который, на наш взгляд, является фундаментом и основным принципом здорового образа жизни. Действительно, в Ветхом Завете здоровье рассматривается как атрибут Творения, как генетическое свойство Универсума: Мир сотворен благим, то есть здоровым, весь он и каждая его часть изначально здоровы. Это относится к самому человеку, ко всякому человеческому сообществу, к каждому феномену, природному или рукотворному, к любому процессу, к природе и обществу в целом – ко всему существующему. Сказанное означает, что здоровый образ жизни – это нормальное, правильное состояние человека и путь к совершенству, его самого и мира в целом.

Человек же рассматривается как «мир в миниатюре». И смысл этого утверждения не только в понимании того, что мир человека не менее сложен и разнообразен, чем Вселенная, в понимании, позже обозначенном и в светской философии, например, в философии Сократа. Смысл этого представления в религиозной традиции гораздо более глубокий: любая часть человека изоморфна, подобна какой-либо части Мира. Но тогда существует соответствие, подобие между порядком внутри человека и миропорядком, делающее мир и человека правильным, здоровым образом соответствующими друг другу, а здоровое функционирование человеческого организма соответствует нормальному существованию всей Вселенной. Время показало глубину и точность этих представлений, и только сейчас, в эпоху социальных и экологических катастроф, становится ясно, насколько физическое и психологическое здоровье человека, каждого его органа, каждой его системы, зависит от здоровья природы, здоровья общества. И напротив: если человек здоров, то здорово и его окружение, природа и общество вокруг него7.

Здоровый образ жизни: социальные и личностные основания

В настоящее время существуют многочисленные конкретно-научные и междисциплинарные исследования здорового образа жизни, пытающиеся создать его системные модели. Исследование здорового образа жизни становится и одним из актуальных направлений социально-философских исследований78. С точки зрения философского анализа феномен здорового образа жизни можно рассматривать в отношениях «реальное – идеальное», «возможное – действительное», «индивидуальное – общественное», «индивидуальное – типичное», «осознанное – бессознательное», «целеполагание – условие достижения целей», «здоровое – нездоровое» и т.д. Однако с точки зрения социально-философского анализа исследуемого феномена чрезвычайно важным представляется то, что он, прежде всего, является определенным образом жизни.

Известно, что образ жизни, или modus vivendi, – это типичные для конкретно-исторических и социально-экономических отношений способы и формы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, характеризующие особенности его поведения, общения, мышления79. В философских интерпретациях образ жизни – это совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальных групп и общества в целом, которые рассматриваются в единстве с условиями проживания.

Важным в контексте настоящего анализа представляется следующее. Понятие социального, усредненного образа жизни, хотя и дает представление о его структуре, о его составляющих, все же не отражает самого главного, его сути: образ жизни всегда персонифицирован, он всегда принадлежит конкретному индивиду, субъекту, человеку. Поэтому следует говорить не только об «образе жизни как таковом», но и об «индивидуальном образе жизни» как о совокупности конкретных социально-личностных практик отдельного человека. Образ жизни воплощает в себе взаимодействия социального и индивидуального, это та основа, которая обеспечивает человеческое самоопределение.

Так понятый образ жизни – это устойчивая форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях, целях. Образ жизни человека можно рассматривать и как способ его повседневной жизнедеятельности, определяемый конкретными социальными, культурными, экономическими и профессиональными условиями.

При этом необходимо отметить, что всякий образ жизни имеет ментальную составляющую, а это означает, что он не тождественен социальным и природным условиям жизни, превосходит их. Именно эта ментальная составляющая и обуславливает тот факт, что человек в соответствии со своим опытом, приобретенными знаниями, ценностными установками, традициями, вкусами сам выбирает себе образ жизни с учетом возможных, доступных ему социальных и природных условий, собственных целей и интересов.

Как следствие, в реализации конкретного образа жизни важнейшее значение приобретает личностная, «человеческая» компонента, которая и делает его зависящим от физических и интеллектуальных особенностей человека, его воспитания, образования, мировоззрения, жизненных ориентиров и предпочтений. Образ жизни, безусловно, социален, но, несмотря на свой социальный характер, всегда является адресным, т.е. всегда имеет своего «носителя» и «владельца».

Учитывая все сказанное, можно считать, что образ жизни – это синтетическая социально-философская категория, объединяющая представления обо всех видах человеческой жизнедеятельности и определяющаяся личностными и социальными характеристиками конкретного человека, его бытом, трудом, отдыхом, способами удовлетворения своих потребностей, как материальных, так и духовных, принятыми им правилами индивидуального и общественного поведения. Образ жизни во многом определяет сохранение, укрепление или достижение здоровья: по оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 50-55 % именно от образа жизни, на 20 % – от окружающей среды, на 18-20 % – от генетической предрасположенности, и лишь на 8-10 % – от здравоохранения80.

Если говорить о здоровом образе жизни, то его реализация предполагает удовлетворение материальных и духовных потребностей только теми способами, которые не наносят урона здоровью; преобразование собственной телесности и духовности в соответствии с представлениями о здоровом и нездоровом; участие в общественной деятельности, направленной на достижение социального здоровья и общечеловеческого блага; познавательную и коммуникативную деятельность, направленную на физическое и духовное развитие человека. Чрезвычайно важным в контексте проводимого исследования представляется анализ того, чем именно определяется реализация здорового образа жизни.

Итак, образ жизни слагают труд, быт, общественная, политическая, культурная деятельность и повседневность, опосредованные конкретным человеком. В своей совокупности они образуют социальные условия, экзогенные по отношению к индивидуальному образу жизни. Экзогенные условия образа жизни имеют различные составляющие, которые обозначены соответствующими социальными категориями: экономическую, описываемую уровнем жизни; социальную, характеризуемую качеством жизни, историческую, связанную с укладом жизни; личностную, выражающуюся стилем жизни.

Под уровнем жизни в широком смысле понимается степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Близким к этому понятию является «уровень благосостояния». Реальный уровень жизни в социуме определяется количеством товаров и услуг, приходящихся на человека в определенный период. ООН разработана система индикаторов уровня жизни, включающая в себя количественные и качественные показатели: рождаемость, смертность и продолжительность жизни; санитарно-гигиенические и жилищные условия жизни; уровень потребления продовольствия; возможность получить образование; условия труда и уровень занятости; потребительские цены; обеспеченность транспортом; наличие возможности для отдыха; наличие системы социального обеспечения, обеспечение прав и свобод человека. Уровень жизни зависит и от экологических условий.

Применительно к здоровому образу жизни это означает, что его реализация с социально-экономической точки зрения связана с наличием некоторого материального общественного фундамента. Однако наличие последнего не является ни необходимым, ни достаточным для реализации здорового образа жизни. Так, существуют многочисленные примеры здорового образа жизни при крайне низком уровне благосостояния, показательным является буддистское монашество. Сказанное означает, что только материальные основания и только количественные показатели не могут характеризовать здоровый образ жизни как социальное явление.

Понятие «качество жизни» представляется более разноплановым, чем «уровень жизни» и позволяет оценить не только материальную обеспеченность жизни человека, но и степень его собственной удовлетворённости условиями жизни. Высокое качество жизни человека подразумевает: высокую продолжительность жизни; возможность поддержания здоровья в любом возрасте; высокий уровень медицины; отсутствие в социальной среде систематических угроз и рисков для жизни и здоровья; достаточный объем потребления товаров и услуг; нормальные, соответствующие принятым мировым стандартам социальные отношения; отсутствие значительных социальных конфликтов, могущих нанести урон достигнутому благополучию: семейное и личное благополучие; комфортные трудовые условия, в том числе, продолжительность рабочего дня, оставляющая время для интересующих человека занятий; возможность образования, личностного развития, творческой самореализации; доступ к знаниям и к ценностям культуры; возможность участия человека в решении социальных проблем и во всех видах общественной и культурной жизни; доступ к политической, экономической, научной информации и др.81.

Очевидно, что качество жизни включает в себя не только материальную, но и ментальную компоненту, поскольку зависит и от характера социальных коммуникаций, и от социального статуса человека, и от свободы выбора деятельности, и от доступа к культурному наследию, и от степени профессионального самоутверждения, и от индивидуальных личностных особенностей – и в современном постиндустриальном обществе эта ментальная компонента начинает доминировать. Сегодня повышение качества жизни считается важнейшим критерием социального и экономического прогресса82, а понятие «качество жизни» по смыслу становится близким к пониманию здоровья как полного социального, физического, интеллектуального и духовного благополучия отдельного человека.

Хотя качество жизни во многом связано со здоровым образом жизни, но оно тоже не определяет его реализацию. Высокое качество жизни оказывается важным условием возможности здорового образа жизни, однако и оно не является ни его необходимым, ни его достаточным условием. Действительно, перечисленных составляющих качества жизни, ни по отдельности, ни в своей совокупности недостаточно ни для здоровья, ни для поддержания здорового образа жизни. Человек может быть богатым, обладать значительным социальным статусом, интеллектуально развитым и культурным, довольным своей жизнью и при этом оказаться нездоровым или не поддерживать здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни как совокупная общественная деятельность

Не вызывает сомнения, что здоровье определяет возможности и качество всякой личной жизни. Но человеческое здоровье – не только самая значимая личная ценность, но и главное социальное достояние, без которого немыслимо устойчивое развитие любого государства125. Здоровый образ жизни сегодня является предметом активного исследования философии, медицины, психологии, социологии и других наук, и это неслучайно. В современном мире человеческое здоровье становится не только самой значительной личной ценностью, но и социальным капиталом, обуславливающим прогрессивное развитие государств и наций, и это, безусловно, признается политическими и социальными элитами. В России достижение здорового образа жизни граждан объявлено приоритетным направлением социального развития, важнейшей государственной стратегией. Действительно, создание инновационной экономики невозможно без человека, способного не только приспосабливаться к постоянным и быстрым изменениям в современном социуме, но и активно, творчески участвовать в социальной динамике, в социальных преобразованиях. При этом особо важным оказывается увеличение человеческого потенциала страны, а здоровье населения любой страны, в том числе, – и РФ, становится средством достижения поставленных целей. Достичь личного успеха и эффективно участвовать в строительстве будущего страны могут только здоровые люди. В этих условиях особое значение приобретает осмысление социальных принципов, стратегий и практик здорового образа жизни, выполнение которых и позволило бы каждому человеку быть успешным и здоровым, способным адаптироваться к постоянно изменяющемуся современному миру.

Читайте также:  Агитационный листок за зож

В контексте проводимого исследования важным представляется следующий тезис. Здоровый образ жизни в современном социуме возможен только как коллективная социальная практика, как результат совместной социальной, политической культурной и индивидуальной деятельности людей. Здоровый образ жизни в современном социуме в принципе не достижим индивидуально, что это всегда коллективная деятельность. В самом деле, здоровый образ жизни невозможен без существования некоторых объективных природных и социальных условий. Во-первых, речь идет о внешних, благоприятных здоровью, природных и социальных условиях. Здоровье каждого человека требует здоровой окружающей среды: природы, социальной системы, экономики, политики, культуры и т.д. И здесь мы приходим к представлениям о здоровье в онтологическом смысле, о здоровье не только живых, но и любых развивающихся систем, о здоровье как об оптимуме развития126. Согласно этим представлениям, здоровыми или не здоровыми могут считаться любые социальные, политические, экономические, культурные сообщества, государства, природные объекты. Человек может поддерживать собственное здоровье только в тех случаях, когда «здоровы» окружающая его природа и социум.

Здоровая политическая система означает соблюдение законов, свобод, прав, недопущение всех видов нетерпимости (национальной, политической, религиозной), а значит – поддерживает нравственное здоровье. Здоровая экономика предполагает возможность существования некоторых социально-экономических стандартов, способствующих выполнению необходимых медико-биологических условий здоровья. Здоровье культуры способствует максимальному духовному развитию каждого человека. Из сказанного следует, что формирование здорового образа жизни предполагает достижение здоровья отдельных социальных систем и государства как целого, а это значит, что всегда необходим комплекс согласованных практик, целенаправленная и эффективная совместная деятельность государства и социальных сфер. Очевидно и то, что при таком рассмотрении здоровый образ жизни в социуме в принципе не может поддерживаться отдельным индивидом и определяться только его личными здоровыми практиками.

Во-вторых, и это представляется очень важным, здоровый образ жизни подразумевает наличие некоторого материального ресурса, без которого никакое развитие невозможно. Конечно, для здоровья необходимо определенное биологическое основание, некоторый изначальный «запас здоровья», природное здоровье, который дается каждому человеку генетически, при рождении. Но не менее важным для здоровья представляется и экономический фундамент, дающий возможность человеку нормально питаться, одеваться, иметь подобающее жилище и тем самым поддерживающий его природное здоровье. Для создания подобного ресурса тоже требуется коллективная деятельность. Ситуация складывается так, что человек в современном социуме не может в общем случае самостоятельно создавать необходимый для здоровья материальный ресурс, поскольку многие составляющие последнего (например, строительство жилья или производство продуктов питания) давно уже являются результатами совместного труда. Сегодня всякий человек, так или иначе, входит в структуру общественного производства и общественного потреблении, а полное отшельничество, независимость от социального ресурса практически недостижимо.

В-третьих, поддержание здорового образа жизни требует наличия системы четко сформулированных общественных представлений о здоровье, которая должна содержать максимум информации о возможностях и способах его достижения. Эта система должна формироваться на основе научных и философских изысканий, а входящие в нее представления необходимо поддерживать, тиражировать, транслировать в массы. Это невозможно сделать без пропаганды здоровья и здорового образа, без создания идеологии здоровья, без последовательного воспитания культуры здоровья. К великому сожалению, сегодня культура здоровья в России практически отсутствует, а идеология здоровья еще не создана. Вот почему воспитание культуры здоровья должно выступать важнейшей отечественной государственной стратегией, при этом необходимо использовать весь имеющийся культурный и нравственный потенциал нации, все российские духовные завоевания. Очевидно, все перечисленное может создаваться только как результат общественных практик.

Без всех этих объективных условий здоровый образ жизни в принципе невозможен, но даже и их достижения (а сделать это непросто!) недостаточно для его реализации – необходимо выполнение еще одного, но чрезвычайно значимого субъективного условия. В первой главе мы показали, что здоровый образ жизни, хотя и зависит в значительной степени от социальных (экзогенных) условий, не может реализовываться без выбора человека в пользу здорового существования. Человек самостоятельно выбирает стратегию своей жизни, а здоровый образ жизни – всего лишь одна из возможностей. Но человек волен и не захотеть идти по пути достижения здоровья или на пути к нему не справиться с возникающими трудностями. Однако в любом случае он вправе знать, чем угрожает ему и его близким его собственное возможное нездоровье. Ему следует объяснить, что ведя нездоровый образ жизни, он делает невозможным здоровый образ жизни своего окружения, в первую очередь, своей семьи, как это происходит с семьями наркоманов и алкоголиков. Вот почему формирование здорового образа жизни должно начинаться с создания у каждого человека устойчивых представлений о духовном здоровье; о единстве телесного и духовного; о бессмысленности представлений о «только телесном» здоровье; о здоровье как о благе; о здоровье как о величайшей ценности; о здоровье как о красоте; о здоровье как о свободе – то есть, с нравственного воспитания, с воспитания культуры здоровья.

Проведенный нами анализ известных смыслов и определений здоровья показал, что наиболее удачной в отношении прояснения сущности понятия «здоровый образ жизни» представляется та группа определений, в котором здоровье рассматривается как гармония, сложное единство, синергия внешнего и внутреннего, человека и его окружения.

Это значит, что здоровый образ жизни должен реализовываться не просто как общественная деятельность, но как целостная и целенаправленная система практик, с необходимостью включающая в себя и практики физического совершенствования, и оптимальную адаптацию к условиям природной и социальной среды, и духовное развитие, и социальное благополучие. А лежащие в основании здорового образа жизни «качество жизни» и «уровень жизни» при этом должны пониматься как система природных, социальных, политических, экономических, культурных условий, способствующих достижению человеком физического и психического здоровья.

Из сказанного следует еще одно определение здорового образа жизни: «Здоровый образ жизни – это единство всех видов индивидуальной и социальной человеческой деятельности, а также природных, социальных и культурных условий, обеспечивающих достижение максимально возможного физического, духовного, социального развития человека». Это определение обнажает бессмысленность понимания здорового образа жизни только как телесных практик или как «личного дела каждого». Невозможно быть здоровым, стремясь только к телесному совершенству. Нельзя становиться здоровым в загрязненной природной или неблагополучной социальной окружающей среде. Не получится стать здоровым в одиночку, здоровый образ жизни может быть результатом только коллективной социальной деятельности.

Здоровый образ жизни и современные социальные трансформации телесности

Важнейшим для здорового образа жизни является отношение человека к собственному телу. В философии давно сформировалось представление о человеческом теле как об особом месте, к которому прикладываются личные и социальные практики167. В самом деле, телесность человека является основополагающим критерием в вопросах здоровья населения и демографии, именно физические показатели положены в основу медицинских норм здоровья. Но помимо этих утилитарных соображений существуют и другие, более глубокие основания, заставляющие нас в контексте настоящего исследования подробно остановиться на проблеме телесности, и основания эти связаны с ее особым значением для человеческого существования.

Конечно, и мы уже говорили об этом, здоровый образ жизни может реали-зовываться только в единстве телесного и духовного, а здоровье есть синергия физического и духовного, нравственного, психологического здоровья. Но, все же, телесное здоровье является видимым основанием здоровья как такового, а ее нормальное состояние показывает более прочего, здоров человек или нет. Человека, здорового или нездорового отличают, узнают, принимают , прежде всего , по телу .

Вот как пишет об этом П. Флоренский: «Человек дан для нас в самых разных смыслах. Но, прежде всего, он дан телесно, как тело. Тело человека – вот что первее всего называем мы человеком»168.

Связь телесного и духовного по-разному выражалась в разные эпохи: и как античная синергия, и как христианская дихотомия, и как духовное или телесное доминирование. Античность особо акцентировала заботу о теле в виде практик диетики и гимнастики. Средневековые теология и философия были сконцентрированы на человеческой духовности, и умаление телесности дошло до «иссушения плоти» у Августина. Однако Ф. Аквинский объявил тело «храмом души», а это значит, что его надлежит содержать в порядке, заботиться и о нем, сохранять и преумножать телесное здоровье. Эпоха Возрождения возобновила традицию понимания человека как гармонии телесного и духовного. А в рационалистической философии Нового Времени субъект был практически отождествлен с его разумом, с его духовностью.

В связи с телесной культурой имеет смысл говорить о «пространстве тела» – представлении, введенным М. Мерло-Понти169. Пространство тела – это «развёртывание» телесного бытия, это место, в котором человек осуществляется как тело. Пространство тело связано с его природной объектностью, с гармоничностью и завершенностью.

Особое значение представления о телесности приобретают в неклассической философии (Кьеркегор, Ницше, философский экзистенциализм), которая уходит от интерпретации человека как трансцендентального субъекта и вводит в философский дискурс такие феномены, как аффект, перверсии, сексуальность, смерть и т.п. По словам Г. Марселя, телесность является пограничной зоной между «быть» и «иметь»170.

Известный отечественный исследователь проблем телесности Д.В. Михель так характеризует нынешнюю ситуацию в осмыслении телесности: «Пробудившийся в современной философии интерес к телу следует рассматривать как часть общегуманитарного поворота в сторону того, что прежде считалось натуральными основами человеческого существования»171.

Философией новой телесности можно назвать постмодернизм, который дает ее семиотическое описание. В постмодернизме телесность рассматривается как то, у чего мало общего с телом или его образом (Ж. Делез). Говорят о языке тела, «телесном языке», о теле как о системе особых кодов, как о совокупности знаков. Телесность и текстуальность при подобном рассмотрении становятся практически тождественными, создавая то, что в постмодернистском дискурсе получило название «конфигурация пишущего тела». Согласно представлениям постмодернизма, человеческое бытие – это в принципе текстуальное бытие. Интенциональность при этом получает интерпретацию желания, последнее тоже трактуется как текст. Вербально артикулированное желание направлено на мир как текстуальную реальность. Текстуальность тела и текстуальность мира устраняют классическое противоположение субъекта и объекта, нивелируют дуализм тела и духа, обуславливают их «сращивание». Телесность, таким образом, приобретает смысл области, в которой актуализируются различные социальные коды и дискурсы.

Возникает представление и о множественной телесности, «множестве» наличествующих у человека тел. Так, Р. Барт пишет: «Что же это за тело? Ведь у нас их несколько; прежде всего, это тело, с которым имеют дело анатомы и физиологи, – тело, исследуемое и описываемое наукой; такое тело есть не что иное, как текст, каким он предстает взору грамматиков, критиков, комментаторов, филологов (это фено-текст). Между тем, у нас есть и другое тело – тело как источник наслаждения, образованное исключительно эротическими функциями и не имеющее никакого отношения к нашему физиологическому телу: оно есть продукт иного способа членения и иного типа номинации»172. Это «множество» тел включает в себя и «феноменологическое тело» М. Мерло-Понти, и «текстуальное тело» Р. Барта, и «социальное тело» Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Тело становится местом диссоциации Я, в связи с чем говорят и о «пространстве тела» – представлении, введенным М. Мерло-Понти173.

Многие современные социальные практики центрированы телесностью. Парадокс этой современной увлеченности телом заключается в том, что, сосредоточившись на телесности, современные социальные практики принципиально связаны с отчуждением природной телесности и делают здоровый образ жизни практически невозможным.

Это связано со многими социальными процессами. Во-первых, с «бюрократизацией» человеческой телесности, которая поголовно и тотально поставлена на учет и под контроль с помощью статистики, планирования, отчетности174. Во-вторых, с ее «технизацией», которая пытается решить все проблемы телесного существования техническими и технологическими средствами. И полагает, что тело может быть «переработано» подобно всякому другому природному «сырью».

Происходит и «онаучивание» телесности, когда человеческое тело, его функционирование, его свойства и характеристики становятся объектом постоянных научных исследований, направленных его улучшение, а результаты этих исследований тотально и очень быстро внедряются, сразу «прикладываются» к телу. И хотя намерение повлиять на собственное тело, улучшить и продлить его физическую активность, сделать его более привлекательным с помощью результатов наук и инновационных практик само по себе может оцениваться положительно, но при этом культивируется отношение к телу как к изначально несовершенной «антропологической заготовке». В результате исчезает представление о природном совершенстве тела, о его «чуде».

Пожалуй, точнее всех выразил стремление к отчуждению человека от природы, от собственной природной телесности Э. Фромм, отметивший, что в западной цивилизации биофилия (любовь к живому) уступила место некрофилии (любви к мёртвому), причиной чего является нездоровье социальной среды. Человек перевоплощается в «кибернетического» человека175, которому нет дела до природного, телесного, животного, но который преклоняется перед техникой и всё живое превращает в артефакты.176

Тело, «обработанное» современными технологичными социальными практиками, нередко в значительной степени утрачивает и свою объектность, и свое пространство. Телесные стандарты и эталоны, навязанные современным социумом, не только разрушают подлинную природную телесность в ее гармоничности и завершенности, но и делают невозможным здоровый образ жизни, с которым чаще всего оказываются несовместимыми современные телесные стандарты.

Так, здоровый образ жизни ничего общего не имеет с современными «гиперспортивными» практиками, со всеобщей телесной унификацией, с внеприрод-ной худобой, с излишним загаром. Стандартизация тела – шаг к отчуждению человека от себя самого, шаг к превращению просторного телесного пространства в «пустое место», лишённое атрибутов индивидуальной телесности.

Другая важная современная форма отчуждения тела – намеренный отказ современного человека от своей половой идентичности. Современный социум не способствует воспитанию в юноше «мужских» качеств, а в девушке – женских177. Но ведь мужчина и женщина могут составить гармоничную пару, а значит – и создать здоровую семью только в том случае, если они сильно отличаются друг от друга: «Тем самым отношения гармоничных натур обретают то преимущество, что именно в конфликте они осознают, сколь незначителен он по сравнению с соединяющими их силами»178. Активную деятельность по переустройству отношений мужчины и женщины ведут и феминистки, прославляющие «женский сепара-тизм»179.

Источник